Цикл "Математическое образование в Лицее "Вторая школа"". Выпуск 3. Олимпиадное движение в 9-11 классах 21.12.2022

Представляем вашему вниманию следующий выпуск нашего цикла “Математическое образование в Лицее “Вторая школа”. Он является логическим продолжением предыдущей публикации, где мы рассказывали об олимпиадном движении в 6-8 классах Л2Ш. Сегодня заведующий кафедрой математики Павел Витальевич Бибиков расскажет о том, какую трансформацию проходит формат подготовки старшеклассников к олимпиадам в 9-11 классах:

П.В.Бибиков: Начиная с 9 класса сложность математических олимпиад высокого уровня, на которых выступают школьники, существенно вырастает. Связано это прежде всего с тем, что именно в 9 классе школьники могут “легально”, т.е. за свой класс, участвовать во Всероссийской олимпиаде. Высокие требования неизбежно приводят к сокращению количества ребят, готовых работать на соответствующем уровне. Кроме того, после трех лет обучения у школьников появляется определенность в своих предпочтениях, и кто-то сосредотачивает внимание на других предметах — физике, информатике, экономике…

Все эти обстоятельства приводят к существенному изменению концепции работы с детьми, готовыми изучать олимпиадную математику, поскольку одного кружка уже оказывается недостаточно. Поэтому, начиная с 9 класса, предмет “Практикум по решению задач по математике” преподается в стратовой форме.

Идеология страт очень простая: мы хотим дать школьникам возможность работать на том уровне и по тем направлениям, которые наиболее актуальны и полезны именно для них. Реализовать это в рамках одного отдельно взятого класса, где есть дети, которые хотят готовиться к Всероссийской олимпиаде, а есть дети, которые с трудом справляются с обычными уроками алгебры и геометрии, невозможно. Поэтому, начиная с 9 класса, уроки практикума по решению задач во всех классах параллели проходят одновременно, а на самих уроках формируются группы (страты), в которых собираются дети из разных классов, но имеющие примерно одинаковый уровень математической подготовки и схожие цели.

В данный момент существуют три основных направления работы страт: олимпиадное, классическое и базовое.

Базовая страта предназначена для детей, которые испытывают значительные трудности в освоении стандартной программы Лицея по алгебре и геометрии. Ясно, что пока не устранены пробелы по этим дисциплинам, не стоит заводить речь о решении олимпиадных задач. В базовой страте работа организована с упором на дополнительное изучение методов и идей из алгебры и геометрии. После того, как школьник закрывает свои пробелы в этих разделах математике, он может быть переведен в классическую страту.

В классической страте обучение построено в том же стиле, что и на уроках практмата (практикум по решению задач) в 6-8 классах. Основное внимание уделяется решению задач, направленных на освоение той или иной содержательной темы. Чем старше становятся школьники, тем более объемные темы проходятся на практмате: если в 6-7 классе каждой теме уделялось 2-3 занятия, то в 8 классе тема может проходиться целый триместр, а в 9 классе — полугодие.

Сам выбор тем для практмата в классических стратах во многом зависит от преподавателей, ведущих ту или иную параллель. Они ориентируются не только на подготовку к выступлению на олимпиадах, но и на знакомство школьников с содержательными разделами математики, которые традиционно не проходятся в рамках обычной школьной программы, но при этом важны с точки зрения формирования математической культуры. Например, квадратичные вычеты, геометрия кривых второго порядка, инверсия, цепные дроби, проективная геометрия и т.д.

Самих страт 5, в каждой — не более 20 детей. Обычно именно в классических стратах обучается подавляющее большинство школьников. Кроме самого преподавателя на уроке присутствует ассистент, помогающий принимать задачи. Вообще, устным ответам на уроках мы уделяем очень большое внимание, и значимость таких бесед со школьниками трудно переоценить. Именно в ходе такого общения школьник учится грамотно выстраивать цепочку рассуждений, слышать собеседника, реагировать на замечания и т.д. - Разумеется, чем старше класс, тем более трудные задачи приходится обсуждать, и если в 6 классе общение с ассистентом или учителей обычно длится совсем недолго, то дальше сдача задач может продолжиться на перемене или даже после уроков…

Наконец, те школьники, которые настроены на серьезную подготовку к олимпиадам высокого уровня (речь идет прежде всего о финале Всероссийской олимпиады), занимаются в олимпиадных стратах. Работа в этих стратах устроена наиболее сложно и не ограничивается только лишь уроками практмата. Поэтому об олимпиадных стратах я расскажу отдельно в следующем выпуске нашего цикла.