Поступающим в Лицей "Вторая школа" - интервью с руководителем математико-экономического направления С.Г. Белёвым 27.02.2024

Сегодня мы поговорим еще об одном профиле, который доступен старшеклассникам Лицея “Вторая школа” - математико-экономическом. О нем расскажет руководитель экономического направления Л2Ш Сергей Геннадьевич Белёв:

Сергей Геннадьевич, математико-экономический профиль существует в Л2Ш несколько лет. Какие результаты работы профиля можно отметить? Какие произошли изменения?

Математико-экономический профиль в Л2Ш открывает в 2024 году свой четвертый набор. И годы идут ему на пользу: из стартапа профиль превращается в стабильно функционирующий проект.
Во-первых, произошел сдвиг в мотивации у школьников: если на старте проекта у нас были дети, которые воспринимали обучение на профиле как пробу себя в экономике, то уже в третьем наборе все учащиеся знали, к чему готовиться. С точки зрения содержания уроки стали проходить интенсивнее.
Во-вторых, мы, учителя-экономисты, стали лучше понимать, как распределить между собой темы для преподавания детям. В отличие от 8-9-х классов, в старших профильных группах работа с детьми проводится не одним учителем. Теперь мы детально понимаем, у кого из нас и в каких разделах экономики сравнительные преимущества.
В-третьих, мы начинаем смещать фокус с развития аналитических навыков у детей к так называемым “мягким навыкам” (работа в команде, устная коммуникация). Исследования показывают, что на рынке труда вознаграждение растет именно за наличие у сотрудника мягких навыков. Думаем о будущем наших выпускников в перспективе.
В-четвертых, создание профиля оказалось актуальным в свете последних сдвигов в олимпиадной экономике: задания стали больше премировать ребят за знание экономики, а не за умение быстро соображать, также выросла доля качественных заданий. Это означает, что в старших классах для успеха в олимпиадах по экономике нужно больше погружаться в предмет.
В-пятых, мы очень довольны своим первым выпуском! Ребята поступили на ФЭН ВШЭ, ЭФ МГУ, совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ.

Как устроен учебный план профиля?

Мы оправдываем обе части названия профиля - математико-экономического.
математика у нас преподается на углублённом уровне (в неделю 3 урока алгебры, 3 урока геометрии, 2 урока спецмата). На эти уроки дети ходят вместе с физиками, программистами, математиками. Поэтому уровень знаний по математике у наших ребят очень высокий.
Курс экономики у нас состоит из 2 уроков макроэкономики, 2 уроков микроэкономики, 2 уроков практикума с задачами. К этому стоит добавить ещё адаптированный под нужды профиля курс экономической географии. Для тех, кому этого мало, предлагается ещё и еженедельный олимпиадный кружок. Там мы готовим к перечневым олимпиадам. Помимо этого, есть 2 часа обществознания для изучения его неэкономической части с прицелом на возможную сдачу ЕГЭ.

Вы упомянули об олимпиадах. Можете кратко сказать о результатах второшкольников?

В предыдущие 3 учебных года Л2Ш стал лидером в стране по числу дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике - 19 в 2021 году, 26 в 2022 году и 30 2023 году.
В этом учебном году мы ожидаем около 50 участников заключительного этапа ВсОШ по экономике из Л2Ш.
Фантастический результат. А что еще доступно ребятам на математико-экономическом профиле?

Встречи с интересными людьми. В 2023 году у нас побывали Антон Морозов (сотрудник ЭФ МГУ) с рассказом о том, как происходят разбирательства по антимонопольным делам, Ольга Маркова (сотрудница ЭФ МГУ) с демонстрацией лабораторных экспериментов в экономике, Дмитрий Мухин (профессор Лондонской школы экономики) с рассказом о том, как он разрабатывает современную теорию валютных курсов. Общение со специалистами из отрасли показало, что наши ребята хорошо разбираются в экономике. Практику встреч мы будем поддерживать и далее.

Кто будет вести уроки у поступающих в этом году?

Макроэкономика - Елицур Дарья Александровна, экономическая география - Лепетиков Ярослав Дмитриевич, микроэкономика и практикум - Белёв Сергей Геннадьевич, обществознание - Марина Мобаркшаевна Фрог.
От себя дам одну общую характеристику нашему полку - каждый из нас увлечен своим предметом, а еще больше - общением с учениками на различных занятиях.

Скажите, пожалуйста, пару слов о том, как устроен вступительный экзамен по экономике?

Мы не поменяли своей философии отбора в экономисты. Углубленная экономика не перестала быть экзотикой в школах. Поэтому экзамен устроен так, чтобы ученик показал не столько знания, сколько продемонстрировал способность усваивать экономику. Отбор будет именно тщательным, а не придирчивым, ибо мы набираем тех, кто хочет и готов учиться. Претенденты прошлого года участвовали в индивидуальных двухчасовых собеседованиях с одним из будущих преподавателей экономики.
Мой совет - не бойтесь попробовать свои силы.
Ждем вас в Л2Ш!