Поступающим в Лицей "Вторая школа" - интервью с директором Л2Ш М.И. Случом. Часть 1 01.04.2024

В Лицее “Вторая школа” продолжается приемная кампания 2024. До 14 апреля будет открыта регистрация для желающих поступить в 6-7 классы, и до 30 апреля можно заявиться желающим принять участие в доборе в 8-11 классы (на свободные места). Для того, чтобы подробнее рассказать о том, какие образовательные возможности есть у поступающих к нам ребят, мы попросили директора Лицея Михаила Ильича Случа дать несколько комментариев о четырех существующих профилях обучения в Л2Ш.

Михаил Ильич, скажите, пожалуйста, чем, по Вашему мнению, силен Лицей “Вторая школа”?

Являясь выпускником физико-математической школы (правда, не Второй), я глубоко убежден, что такие школы замечательны для развития способных и мотивированных ребят. Здесь собираются учителя, готовые работать с сильными школьниками и сопровождающие их до олимпиад высокого уровня и первых попыток научных исследований. Что не менее важно, здесь собираются ребята со сходными интересами, поддерживающие друг друга и способные друг друга многому научить (едва ли не больше, чем учителя). Здесь формируется подход и темп работы, который вряд ли можно воссоздать в обычном классе, даже при сверхдифференцированном подходе.
Если говорить более предметно о Второй школе, то она является физико-математической в буквальном смысле слова. Здесь на углубленном уровне преподаются и математика, и физика. Кроме классических разделов (алгебра, геометрия, комбинаторика и вероятность) присутствуют уроки спецматематики, дополняемые уровневыми кружками и интенсивами.
Если говорить о физике, то помимо теоретических занятий выделены специальные уроки, нацеленные исключительно на отработку навыков решения задач. Также создан специальный трехлетний курс физического эксперимента (7-9 кл.). Отдельно преподается астрономия.
В последние годы мы стали уделять более серьезное внимание программированию. Помимо уроков информатики с программированием на Python и С++ запущены уровневые кружки с отбором, интенсивы к региональному этапу, внутренние олимпиады (индивидуальные и командные), летние стажировки в ИТ-компаниях.

История “Второй школы” начинается в 1956 году. Она быстро стала физико-математической и остается такой до сих пор. Что позволяет Л2Ш сохранять это направление на высоком уровне на протяжении десятилетий?

Тут работают несколько факторов.
На первое место я бы поставил уникальный коллектив педагогов, преподающих как профильные дисциплины (математика, физика, информатика, экономика), так и общеобразовательные предметы. Наши учителя – профессионалы высочайшего уровня с классическим университетским образованием, понимающие, как взаимодействовать с сильными школьниками, умеющие разбирать сложные темы и нестандартные задачи.
Не менее важным фактором являются наши ученики. Ведь результаты школы – это результаты учеников. Наши ребята – замечательные, заинтересованные, готовые работать круглосуточно. Они – даже самые младшие – нацелены не только на учебу, но и на реальное сотрудничество и взаимодействие.
Помимо этого на школу работают традиции, опыт нескольких поколений учителей, подобранные и многократно переработанные учебные материалы. Мы часто зовем на помощь выпускников. Их очевидное достоинство (кроме высокого предметного уровня) – знание внутренней жизни школы и понимание требований и приоритетов. Кстати, со временем некоторые из них переходят из разряда помощников в ассистенты, начинают вести кружки, а затем становятся штатными педагогами. И таких учителей – выпускников Лицея – довольно много.

Насколько программа обучения в Лицее отличается от неспециализированных школ? За счет чего достигаются стабильно высокие образовательные результаты детей?

По профильным дисциплинам отличается и довольно сильно. Конечно, математика и физика всюду едины, но глубина проработки разделов совершенно другая. Плюс – некоторые темы совсем не рассматриваются в традиционной программе или затрагиваются вскользь.
Но даже более существенным является отличие не в содержании, а в подходе и в отношении. Поступившие в Лицей ребята должны настроиться на очень серьезную самостоятельную работу, быть готовыми разбираться до конца в материале, выполнять объемные домашние задания. Если ты хочешь двигаться вперед, проявляй инициативу, ходи на кружки (а значит, выполняй больше заданий), изучай дополнительный материал.

Тем, кто следит за новостями Л2Ш, известно, что второшкольники активно участвуют в олимпиадах высокого уровня. Это обязательное требование к учащимся?

В тех или иных олимпиадах участвуют действительно почти все ученики (хотя, конечно, никакой обязательности в этом нет). В прошлом году ребята завоевали 72 диплома победителей и 258 дипломов призеров регионального этапа ВсОШ по 16 предметам. Привожу эти цифры, поскольку они показывают масштаб «бедствия» . Для понимания, в 9-11 классах, для которых региональный этап и проводится, учится примерно 370 учеников.
Ясно, что далеко не все достигают уровня заключительного этапа. И вообще для многих «олимпиадный спорт» некомфортен.
На мой взгляд, важно понимать, что олимпиады задумывались как инструмент вовлечения в науку, как способ встречи и взаимодействия с красивыми задачами. В последнее время восприятие олимпиад изменилось: они стали в некотором роде обязательным спортом, они существенно облегчают поступление, дают и иные бонусы (в том числе, материальные), решающим образом влияют на оценку школ. Но важно все же не упускать из виду изначальные смыслы. Дети вырастают, заканчивают школьно-олимпиадный этап жизни и дальше продолжают заниматься наукой, ее приложениями в разных областях.
Продолжение следует..