Поступающим в Лицей "Вторая школа" - интервью с директором Л2Ш М.И. Случом. Часть 2 04.04.2024

Сегодня мы публикуем вторую часть интервью с директором Лицея “Вторая школа” Михаилом Ильичом Случом. В прошлой публикации немного затронули историю Второй школы и ее нынешнее состояние. Сегодня мы остановимся на новом этапе в развитии профильного обучения и связанных с ним возможностях.

Михаил Ильич, почему вообще понадобилось что-то менять на старшей ступени? В чем идея профильных групп?

Развитие профилей – очень важный момент для Второй школы. Да, есть сложившаяся за десятилетия традиция физико-математического образования, но важно понимать, какие изменения происходят внутри этой традиции и вокруг школы, и искать разумные ответы.
Еще 30-40 лет назад поступление в физмат-школы происходило в довольно взрослом возрасте (в 9 или даже в 10 классы). Зачастую решение принимал сам поступающий (понятно, что родители были более-менее в курсе), выбор очень часто был совершенно осознанным, и достаточно небольшой срок обучения (2-3 года), как правило, все выдерживали.
Сегодня ребята поступают во Вторую школу чаще всего в 6 или в 7 класс. Конечно, в этом возрасте почти всегда и выбор школы, и само решение о поступлении принимают родители. Соответственно обучение длится дольше, 5-6 лет. За это время совершенно меняются приоритеты и планы, возникают новые интересы (а старые исчезают), уточняется вИдение будущего, выбор университета и специальности и т.д.
Мы посчитали, что на рубеже 9 и 10 классов необходимо обсудить с каждым учеником его планы на два оставшихся года и уточнить учебную траекторию. При этом мы сохраняем общую рамку: ребята остаются в своих классах, сохраняются и классные руководители, и педагоги, преподающие математику и непрофильные дисциплины. Математика, кстати, у всех остается на углубленном уровне. Вместе с тем примерно 40% уроков полностью перестраиваются. Старшеклассники работают в профильных группах, сформированных внутри параллели, часто стратифицированных по уровням. Появляются спецкурсы. По сути, каждый получает свой индивидуальный учебный план.

Какие новые профили появились в последние годы в Лицее?

Содержательно выборов четыре. Примерно половина ребят (профили работают уже 3 года и накопилась статистика) выбирают естественное для Второй школы продолжение, оставляя изучение на углубленном уровне и физики, и математики. В таком случае физики становится серьезно больше (12 часов), она дифференцируется (например, у тех, кто претендует на участие в заключительном этап ВсОШ, появляются две пары олимпиадного эксперимента, практикум по решению задач происходит в разных по уровню группах и т.д.).
Одновременно с физико-математическим формируются 3 небольших профиля.
Математико-экономический, где вторым профильным предметом становится экономика (8 часов в неделю). Математико-программистский, где, соответственно, вторым профилем становится информатика. И чисто математический профиль, который выбирают ребята, ориентированные на серьезные олимпиады по математике и на дальнейшее изучение математики в университете. В этих трех профилях физика продолжается на базовом для нас уровне (4 часа в неделю).
Конечно, в параллели на 125 человек возникают и разные особые ситуации, которые решаются либо на уровне индивидуальной траектории, либо запуском дополнительных занятий после уроков. Я имею в виду кейсы совершенно разного свойства: ребята, выбравшие базовую физику, но планирующие сдавать ЕГЭ по этому предмету (что требуется, например, для поступления на ВМК МГУ); ребята, выбравшие физ-мат, но заинтересованные в серьезной биологии и/или химии и т.д..
Конечно, профиль – это всегда выбор и, следовательно, отказ от каких-то возможностей. Но мы понимаем и надеемся, что у второшкольников, проучившихся здесь 3-4 года, появились достаточно серьезные цели и основания, чтобы такой выбор сделать.

Когда-то Вторую школу называли физико-математической школой с литературно-спортивным уклоном. Насколько это выражение актуально сейчас? По-прежнему ли в Лицее сохраняются высокие требования к изучению гуманитарных дисциплин и занятиям физкультурой?

В Лицее ребята проводят половину своей школьной жизни. И нам кажется важным, чтобы эта жизнь была разнообразной. Поэтому здесь важны и гуманитарные дисциплины, и другие непрофильные предметы, и физкультура. Приведу только три соображения, почему это важно.
Просматривая биографии известных выпускников Второй школы прошлых лет, можно встретить удивительно много не математиков и не физиков. На самом деле ничего странного в этом нет. Математика – универсальный язык, основа фундаментального знания, на которой каждый строит свою профессиональную биографию в том направлении, которое считает нужным. Это может быть лингвистика и литература, экономика и бизнес, медицина и биоинформатика.
Традиционное разделение на физиков и лириков является, конечно, более чем условным. Ежегодно мы констатируем, что ребята сдают ЕГЭ по русскому лучше, чем по математике. И дело не только в том, что математика проверяется иначе, чем русский (строже, видимо), а в том, что «математики» со своим структурированным мышлением осваивают русский язык чуть ли не лучше чистых «гуманитариев». Во всяком случае, средний балл ЕГЭ по русскому ежегодно находится в районе 91 (а ведь это – обязательный предмет, его сдают все, тут нет выбора).
И, наконец, странно не иметь хорошего спорта в школе, где учатся подростки. Я помню свой математический класс с замечательным учителем математики (работающим, кстати, до сих пор), прекрасным физиком. Но главным предметом была … физкультура и главным видом спорта – баскетбол. Мне кажется, спорт может очень пригодиться ребятам и в будущем. Они сталкиваются с серьезными нагрузками, привычка к спорту и спортивным играм поможет им.

Что бы Вы хотели пожелать поступающим в Лицей?

Родителям – спокойствия и веры в детей.
Детям – веры в себя и умения полюбить физику и математику, самые прекрасные науки.