Интервью с завкафедрой гуманитарных наук Л2Ш Юлией Борисовной Петрухиной. Часть 1. О новых проектах, выставках и не только.. 26.11.2024

В прошлую субботу в Лицее “Вторая школа” стартовал новый проект, который организовала кафедра гуманитарных наук - лекции для родителей второшкольников, выпускников и друзей Л2Ш.

Сегодня завкафедрой Юлия Борисовна Петрухина согласилась ответить на несколько вопросов о том, как возникла идея этого лектория, чему он будет посвящен, а также рассказать о том, как в Л2Ш развиваются гуманитарные и художественные проекты, кому они адресованы и как участие в них влияет на жизнь всего второшкольного сообщества.

Юлия Борисовна, наверное, в первую очередь хочется узнать о цикле лекций, который уже стартовал и будет продолжен. Впервые Л2Ш раскрывает свои двери и приглашает родителей лицеистов и выпускников. Гости также смогут посетить выставку выдающегося фотохудожника Александра Дымникова, которая размещена сейчас в рекреации. Расскажите немного о том, как возникла идея лектория для гостей? Чему будет посвящен этот цикл?

Гуманитарная кафедра нашего лицея постоянно генерирует идеи, чтобы жизнь наших ребят была наполненной и интересной. Часто идеи просто носятся в воздухе, и нужно только почувствовать их и поймать. Так и случилось семь лет назад, когда у лицея появилось новое здание. Светлый, просторный холл 3 этажа сам продиктовал необходимость использовать это пространство для выставок. Сейчас у нас реализован уже 31 проект! За эти годы мы показывали экспозиции многих московских музеев: Государственного музея Л.Н. Толстого, Дарвиновского музея, Музея истории ГУЛАГа, Галереи Ильи Глазунова. Среди наших друзей Школа акварели Сергея Андрияки, Московский союз художников, Международная ассоциация дизайнеров. Так вот нам показалось, что нельзя такие богатства держать за закрытыми дверями, а нужно показать их родителям лицеистов и выпускникам, которые помнят выставочные проекты прошлых лет.

Если наши ребята могут легко и просто на перемене прикоснуться к произведениям искусства, если уроки русского языка и литературы частенько проводятся в выставочном пространстве, то и родителям нужно воспользоваться возможностью посмотреть экспозицию и послушать лекции, поучаствовать в мастер-классах. Мы заинтересованы в создании дружественного родительского сообщества, хотим,чтобы родители лучше узнали педагогов, почувствовали атмосферу школы. Так возникла идея Лектория для родителей и выпускников. Первая, осенняя, сессия Лектория - гуманитарная. Проводится она под эгидой выставки “Панорамы Петербурга” выдающегося фотохудожника Александра Дымникова. Лекция Светланы Анатольевны Хлебниковой “Образы Петербурга в литературе” красноречиво показала, что мы верно почувствовали запрос: в зале присутствовало более 30 человек, с интересом слушали, рассматривали фотографии, делились впечатлениями. Думается, что и последующие события (30 декабря - мастер-класс “Петербург в новейшей поэзии” и мастер-класс по изготовлению рождественской открытки в петербургском стиле) также вызовут интерес.

Сколько циклов лекций запланировано в этом году? Какие?

Весной планируем провести еще одну сессию Лектория, посвященную точным наукам. Лекторский состав и темы обсуждаются. Это будем в марте-апреле. Проект опять же будет привязан к выставке. Что это будет, мы уже понимаем, но оглашать пока не стану: пусть останется интрига.

Сейчас в Лицее проходит выставка работ выдающегося фотохудожника Александра Дымникова. Как Вам удалось организовать такую масштабную экспозицию?

Все хорошее приходит от хороших людей, от друзей. С Александром Дымниковым меня познакомили коллеги - учителя словесности Второй гуманитарной гимназии Санкт-Петербурга. Они с группой гимназистов были у нас в Лицее в сентябре этого года. Десятиклассники Второго и Второй познакомились, провели Пушкинскую игру. Александр - друг их гимназии. Весной мы планируем ответный визит в Санкт-Петербург. Надеемся на встречу с Александром. Его работы вдохновили многих ребят - они захотели познакомиться, поговорить о фотографии и о физике, ведь Дымников - доктор физико-математических наук.

Экспозиция работ Александра Дымникова не первая выставка в Л2Ш. В Лицее регулярно проходят очень интересные и необычные художественные выставки. Как началась эта традиция? Как Вы выбираете экспозиции? Какое значение этот проект имеет для Лицея? Какую цель ставит? Кто вовлечен в этот художественный проект?

Стенды или репродукции картин (даже качественные) на стенах скоро становятся просто цветовым пятном, перестают задерживать внимание. А сменяющаяся экспозиция, особенно, если к ней приурочены интересные встречи и разговоры, если есть возможность обсуждения увиденного с одноклассниками и учителями, становится частью учебно-воспитательного процесса.

Наши ребята много ездят, посещают музеи и театры, но, надеюсь, многие из них понимают, что и наша школа - часть культурного пространства Москвы. Учителя-словесники проводят на выставках уроки, были проекты, в которых сами ребята выступали в роли экскурсоводов. Стараемся подбирать разноплановые экспозиции (живопись, графика, историко-литературные выставки). Порой наши выставки выходят за рамки привычного: огромный успех у ребят имели плакатные выставки Международной ассоциации дизайнеров, ведь плакат говорит на языке, близком и понятном подросткам. В прошлом учебном году к этой работе подключились и родители лицеистов: Марина Малышева и Тяу Нгуен, мамы второшкольников, привезли в школу более 40 своих живописных работ. В своей профессиональной деятельности они далеки от искусства, но занятия живописью - предмет их серьезного интереса. Выставка получилась особенная, в ней было что-то семейное, теплое.

Основная цель нашей работы - расширение образовательного пространства лицея, формирование кругозора ребят. Часто слышу вопрос от учеников: “Какая будет следующая выставка?” Значит, ждут. Значит, “это кому-нибудь нужно”.

Мир огромен и многообразен. Невозможно охватить своим вниманием все. Но стремиться к этому нужно. И мы стараемся, чтобы наши выпускники были разносторонне развитыми людьми, понимающими ценность достижений людей в самых разных сферах. Именно это и имел в виду основатель нашей школы Владимир Федорович Овчинников, когда говорил, что получить гуманитарный заряд можно только в школе, чтобы потом накапливать знания, становиться по-настоящему интеллигентным и интеллектуальным человеком.