О преподавании математики в 6-7 классах Лицея "Вторая школа" 07.12.2024

Скоро Лицей “Вторая школа” объявит о начале приемной кампании 2025. Перед этим мы хотели бы немного рассказать родителям и поступающим о преподавании математики в первые годы обучения в Л2Ш - как оно проходит, на что мы делаем упор. Работе с младшими лицеистами посвящен материал преподавателя математики Лицея (и его выпускника) Седова Григория Константиновича:

Работа с одаренными школьниками всегда начинается на обычных уроках математики, ведь помимо способностей ребятам нужна хорошая математическая подготовка, базовые знания и часто довольно большой объем “нарешанных” заданий по предмету. Ежегодно набор в Лицей проводится в три шестых и два седьмых класса. Ребята приходят из разных школ, что уже на старте дает нам классы, в которых соединены ученики с разным уровнем подготовки, обучавшиеся по разным программам. Это ставит перед педагогами непростую задачу – привести знания и умения ребят к общему знаменателю, уравнять их по силе в первые годы обучения в Л2Ш.

Начнем рассказ с шестиклассников - самых младших учеников Лицея. Программа шестого класса предусматривает 8 часов математики в неделю: 4 алгебры, 2 геометрии и 2 урока практикума по решению задач (практмат). В рамках алгебры ребята осваивают стандартную математическую программу. Геометрия в 6 классе – это обзорный курс, призванный подготовить шестиклассников к урокам геометрии следующих лет. На нем школьники учатся строить чертежи, проводить геометрические доказательства, разбираются с началами планиметрии, стереометрии и “топологии”. Два часа практмата – это те темы внешкольной программы, которые необходимы всем без исключения ребятам в классе.

Каждый класс в Лицее традиционно ведет один преподаватель математики или команда педагогов с общими взглядами, при этом все стремятся к тому, чтобы классы были равными по силе и работали по примерно одинаковым программам. Несколько лет назад кафедрой была проделана большая работа по согласованию программы и теперь ежегодно учителя математики уточняют ее инвариантную часть и договариваются о содержании срезовых работ, которые проводятся 3 раза в год с учетом июньских переводных экзаменов. Результаты этих работ совместно анализируются, что позволяет контролировать как общее усвоение тем, так и индивидуальный прогресс каждого ученика.

Все это дало возможность на занятиях кружка (общего на параллель) два года ориентироваться на дополнительную, “олимпиадную” часть математики.
Сознательно выделяю слово олимпиадная в кавычки. В начале пути олимпиадная математика – это не только методы решения задач, это некоторый язык, позволяющий преподавателям и школьникам общаться без дополнительных затруднений. В качестве примера можно привести известный многим “принцип Дирихле”. Эти два магических слова заменяют длинное (2-3 строки) рассуждение от противного.

Изучению этого языка как раз и посвящена начальная работа. Очень важно понимать, как сдавать задачи на устных олимпиадах, чем характерна запись решения на письменных олимпиадах, как проверять свои решения, как искать ошибки в чужих. Все эти навыки не менее важны на олимпиадах, чем знание конкретных методов решения задач, а некоторые оказываются востребованы и после окончания школы в научной и профессиональной работе.

Параллель нынешних семиклассников два года подряд начинает работу на внеурочных кружках с небольшого внутришкольного турнира матбоёв. Давно известная концепция матбоя, придуманная в 90-х годах, позволяет ребятам в игровой форме учиться решать задачи, работать в команде, дорабатывая и проверяя решения своих товарищей, искать ошибки в чужих решениях и грамотно презентовать свои. Не обходится на матбоях и без маленьких технических хитростей: убедить противника с верным решением в его неправильности, при отсутствии своего решения придумать и загнать оппоненту правдоподобную “лажу” (этот термин и вправду звучит в обсуждениях школьников и преподавателей на реальных турнирах) – всё это тоже очень нравится ребятам.

Помимо приобщения к языку и оттачиванию формулировок, данные минитурниры многие годы помогали готовиться к осенним и весенним выездам на турниры матбоёв всероссийского и московского масштабов. Два года подряд команды участников нашего кружка становились лучшими на турнире Kostroma Open, успешно выступали на Уральском Турнире Юных Математиков.

Конечно, помимо тренировок и командного решения, важно и нужно учить ребят новым для них методам, разбирать задачи, слушать и поправлять чужие рассуждения. Для того, чтобы работа в параллели была равномерной, чтобы все ребята смогли получить лучшее от каждого преподавателя, педагог, отвечающий за определенную тему, сопровождал каждое занятие теорией и подборкой задач.

Важно отметить, что у нас каждый преподаватель участвует в работе кружка по наиболее комфортной для себя теме. На кружке рассматривались такие темы как “Взвешивания”, “Построение примера”, “Биекции”, “Полуинвариант”, “Турниры” и многие другие. Примеры листков с кружка можно найти по ссылке https://lycuz2.mskobr.ru/proekty/nashi-proekty/krujki... Результатом такого подхода стало успешное выступление ребят на Математическом празднике и турнире Архимеда в прошлом году.

Прошлый год ребята из параллели 6 класса завершили кружок матбоем между детьми и родителями (ссылка на вариант матбоя - https://lycuz2.mskobr.ru/attach_files/upload_users_fi..).
На подготовленных задачах развернулись настоящие сражения, из которых победителями почти во всех боях вышли дети. Родители прочувствовали на себе всю сложность решения задач, а школьники получили заряд эмоций на лето. Отдельно хотел бы выделить ребят из девятых классов, которые выступили судьями в этих боях. Несмотря на то, что это были дружеские встречи, жюри иногда приходилось испытывать (и успешно выдерживать) нешуточное давление со стороны участников.

В этом году для более успешного усвоения тем и для того, чтобы постепенно и плавно ввести ребят из вновь набранных 7 классов в олимпиадную подготовку в Лицее, мы решили вести кружок по уровням подготовки с возможностью перехода между группами по ходу года. При этом сохранили качество подготовки занятий и работу с ребятами всех учителей параллели. Разделение по уровню текущей подготовки позволяет мотивированным школьникам работать на своем уровне, осваивать необходимые техники и пытаться догнать тех, кто занимается уже не первый год. Не зря в такой традиции часто называют группы “убегающие” и “догоняющие”.

За рамками этого поста осталась Летняя школа, в которой участвовало 28 ребят из параллели, но про нее очень много всего написано и так (https://lycuz2.mskobr.ru/proekty/nashi-proekty/letnya..).

Сейчас вовсю идут дистанционные туры олимпиады Эйлера. Хотя эта олимпиада формально относится к 8 классу, многие наши семиклассники активно и небезуспешно в ней участвуют. Хотелось бы пожелать им удачи, держим за них кулачки!