14 декабря в Лицее “Вторая школа” стартовал заключительный этап ежегодной проектной деятельности восьмиклассников - прошли первые защиты работ, над которыми ребята работали последние несколько месяцев под руководством педагогов.
Второшкольники выступали перед одноклассниками и учителями, подкрепляя рассказы о своих исследованиях презентациями.
Для восьмиклассников это первый опыт исследовательской работы. В начале учебного года они смогли выбрать тему проектной работы, которая была для них наиболее интересна, и посвятить несколько месяцев работе над ней.
Мы обязательно представим лучшие работы ребят и подробно расскажем о них, а пока вы можете прочитать интервью с Натальей Романовной Маркеловой, которая уже несколько лет курирует проектную деятельность восьмиклассников в Л2Ш.
Наталья Романовна, пару слов о проекте:
В лицее традиционно восьмиклассники готовят и защищают проектные работы, темы которых выбирают самостоятельно или вместе с научным руководителем проекта.
Написание проектной работы – это достаточно серьезный и многоэтапный процесс, к которому нужно подойти со всей ответственностью. Ребятам нужно поставить перед собой сразу несколько задач: тема должна иметь актуальной, социально значимой и быть интересной ее автору. Данная работа - первый настоящий подход к проектной деятельности в лицейской биографии ученика, возможность познакомиться с методологией выполнения проектов и исследований. У части ребят проекты остаются на уровне учебных кейсов. Но часть нацелена на подготовку проектов к олимпиадам (например, региональный и заключительный этап ВсОШ по технологии и экологии) или защите на конкурсах.
Есть ли какие-то ограничения в выборе темы проекта?
Как правило, тематика проектных работ в лицее - это проекты, созданные на стыке нескольких наук: информатики, математики, физики, экономики.
Также есть социальные проекты, успешно себя зарекомендовавшие и уже вошедшие в жизнь, - это сбор пластиковых крышек и стаканчиков, батареек, буккроссинг, аренда теннисного оборудования.
Интересную идею проекта реализуют наши ученики и учителя, создавая целую серию музыкальных концертов. Первый концерт, который состоялся в 2022 году, показал, что у лицеистов есть желание проявить себя в сфере искусства. Желающих выступить со своими номерами было очень много, что позволило реализовать идею проекта. Ежегодно восьмиклассники в рамках проектной деятельности ведут социальные сети фестиваля, создают программу, проводят рекламную кампанию, разрабатывают мерч. В прошлом году ребята представили проект на конференции “Наука для жизни”, в направлении “Медиастар”, и дошли до финала, получив положительные отзывы.
Музыкальный фестиваль L2GiG под руководством вдохновителей фестивального проекта, учителей физики Пылева Ивана Сергеевича и Пылевой Татьяны Сергеевны, - это долгожданное событие, заряжающее энергией музыки всех причастных.
Да, музыкальный фестиваль родился как пробный проект, а теперь прочно вошел в жизнь Л2Ш и стал одним из важных культурных событий учебного года. А есть ли еще какие-то проекты, которые получили свое развитие в Л2Ш после защиты?
Конечно. Например, один из таких проектов, устойчиво вошедший в жизнь каждого лицеиста и преподавателя, - это чат-бот «Расписание Л2Ш», который создали Никита Муляр и Матвей Давидян. Очень удобный интерфейс бота позволяет учителям и ученикам найти любую информацию по учебной деятельности. Второшкольники и преподаватели Лицея пользуются этой разработкой. Можно найти расписание на ближайшее время или на конкретный день, посмотреть график контрольных работ. Можно увидеть занятость кабинетов и записаться на кружок. Проектная деятельность позволяет проявлять себя и создавать востребованный продукт.
Как семиклассники выбирают проекты? Сколько времени занимает полный цикл подготовки?
Декабрь и январь в учебном графике лицея - это защиты проектных работ наших восьмиклассников. Но готовиться к проектной работе лицеисты начали еще в прошлом году.
Когда ребята были семиклассниками, мы проводили для них лекции о проектной деятельности, показывали разницу между проектом и исследованием, знакомили с лучшими работами прошлых лет. Это было сделано для того, чтобы за лето лицеисты смогли продумать тему своего будущего проекта, собрать материал для исследования, начать подготовку к серьезной работе в новом учебном год. Мы пробуем разные методы, которые помогут определиться с темой проекта заранее, чтобы было побольше времени на создание работы. Ведь это самостоятельная деятельность лицеиста, хоть и с поддержкой руководителя.
Что вы ждете от проектов текущего учебного года?
Очень хочется познакомиться с интересными и полезными разработками, идеями и размышлениями. Быть может, они пополнят нашу лицейскую жизнь чем-то необычным и увлекательным.
Желаем нашим восьмиклассникам удачи в реализации своих идей!