Сегодня мы поговорим еще об одном профиле, который доступен старшеклассникам Лицея “Вторая школа” - математико-экономическом. О нем расскажет руководитель экономического направления Л2Ш Сергей Геннадьевич Белёв:
Сергей Геннадьевич, математико-экономический профиль существует в Л2Ш несколько лет. Какие результаты работы профиля можно отметить? Какие произошли изменения?
Математико-экономический профиль в Л2Ш открывает в 2025 году свой уже пятый набор. При этом мы уже дважды выпустили ребят в светлое экономическое будущее. За это время мир несколько изменился вокруг нас. В частности, проходные баллы на лидирующие программы по экономике в российских ВУЗах стали расти и этим летом дошли до примерно 90% от максимально возможной суммы. В таких условиях олимпиады становятся не столько желательным подспорьем, а уже необходимой частью портфолио выпускника, который хочет выбирать ВУЗ не по принципу «куда возьмут, туда и пойду».
В 2024 году выпускники Л2Ш поступили на ФЭН ВШЭ, ЭФ МГУ, совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ, в Центральный Университет. Многим из них пришлось пережить непростой выбор программ. И приятно осознавать, что представители перечисленных программ пытались привлечь выпускников нашего профиля к себе, приходя в гости в Л2Ш или приглашая наших ребят к себе на мероприятия для школьников.
Ещё одной приятной новостью стали результаты добора 2024. Вместо привычных двух учеников мы приняли шесть человек, и все они хорошо влились.
Как устроен учебный план профиля?
Мы оправдываем обе части названия профиля - математико-экономический.
Математика у нас преподается на углублённом уровне (в неделю 3 урока алгебры, 3 урока геометрии, 2 урока специальной математики). На эти уроки дети ходят вместе с физиками, программистами и математиками, что гарантирует нашим ребятам очень высокий уровень знаний, ведь отличий в требованиях практически нет - учителя математики не всегда даже знают, на каком профиле учится школьник.
Курс экономики у нас состоит из 2 уроков макроэкономики, 2 уроков микроэкономики, 2 уроков задачного практикума. К этому стоит добавить ещё адаптированный под нужды профиля курс экономической географии. Для тех, кому этого мало, предлагается еженедельный олимпиадный кружок. Там мы готовим к перечневым олимпиадам. Помимо этого, есть 2 часа обществознания для изучения неэкономической части курса с прицелом на возможную сдачу ЕГЭ.
С этого учебного года мы добавили в качестве эксперимента экономический английский. У детей 2 урока базового и 2 урока экономического английского в неделю. Всё-таки хочется поддерживать хороший уровень английского языка у будущих экономистов. При этом тексты для чтения для уроков английского нередко подбирают учителя экономики, чтобы темы двух предметов сходились. А в качестве домашнего задания по экономике ученикам даются тексты на английском с уже пройденной лексикой.
Вы упомянули об олимпиадах. Можете кратко сказать о результатах второшкольников?
В предыдущие 4 учебных года Л2Ш стал лидером в стране по числу дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Мы выиграли 19 дипломов в 2021 году, 26 - в 2022 году, 30 - 2023 году, 29 в 2024 году. Для оценки масштабов, сравните: сборная Москвы в прошлом году завоевала в сумме ровно 100 дипломов.
В этом учебном году мы стали одной из трёх школ-площадок ЦПМ по подготовке к олимпиаде по экономике.
Кроме того, старшеклассники традиционно получают дипломы Сибириады, МОШ и Высшей пробы по экономике, которые дают, в зависимости от программы, БВИ или 100 баллов.
Фантастические результаты. А что еще доступно ребятам на математико-экономическом профиле?
Встречи с интересными людьми. В 2023 году у нас побывали Антон Морозов (ЭФ МГУ) с рассказом о том, как происходят разбирательства по антимонопольным делам, Ольга Маркова (ЭФ МГУ) с демонстрацией лабораторных экспериментов в экономике, Дмитрий Мухин (профессор Лондонской школы экономики), который поделился тем, как он разрабатывает современную теорию валютных курсов.
В 2024 году нам нанесли визит Дмитрий Дагаев (РЭШ) с рассказом о программе совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, Владимир Иванов (ЭФ МГУ) и Иван Стельмах (Центральный университет) с профориентацией по экономике.
Общение со специалистами из отрасли показало, что наши ребята хорошо разбираются в экономике. Практику встреч мы будем поддерживать и далее.
И ещё одним пробным шаром стала поездка в Беларусь, где (спасибо родителям наших учеников за организацию) помимо исторических достопримечательностей нам показали производства Свитанака и БелАЗа. Лично я остался под большим впечатлением.
Кто будет вести уроки у поступающих в этом году?
Экономическая география и микроэкономика - Лепетиков Ярослав Дмитриевич, макроэкономика и практикум - Белёв Сергей Геннадьевич, обществознание - Фрог Марина Мобаркшаевна.
Скажите, пожалуйста, пару слов о том, как устроен вступительный экзамен по экономике?
Мы не поменяли своей философии отбора в экономисты. Углубленная экономика не перестала быть экзотикой в школах. Поэтому экзамен устроен так, чтобы ученик показал не столько знания, сколько продемонстрировал способность усваивать экономику. Отбор будет именно тщательным, а не придирчивым, ибо мы набираем тех, кто хочет и готов учиться. Претенденты прошлого года участвовали в индивидуальных часовых собеседованиях с одним из будущих преподавателей экономики.
Мой совет - не бойтесь попробовать свои силы.
Ждем вас в Л2Ш!