Летние стажировки второшкольников. Интервью с Егором Катаевым, прошедшим стажировку в компании ВЭБ.РФ 17.11.2025

Сегодня мы представляем вашему вниманию заключительное интервью нашего цикла, рассказывающего о летних стажировках второшкольников. Мы поговорили с Егором Катаевым, который прошел летом стажировку в компании ВЭБ.РФ.

Егор, традиционный первый вопрос - почему Вы решили принять участие в летней стажировке? Что было решающим для принятия этого решения?

При принятии решение я понимал, что у меня будет сильное конкурентное преимущество перед ребятами моего возраста в виде опыта работы в крутой компании. Кроме того, мне хотелось применить свои знания экономики на практике и посмотреть, как это получится.

Какую задачу/задачи Вы себе ставили перед началом стажировки? Чему хотели научиться/какую область освоить и почему?

Хотел погрузиться в сферу деятельности компании и посмотреть, как в реальной жизни применяются экономические знания, ведь на уроках экономики мы изучали идеализированные модели, а в ВЭБ.РФ мне представилась возможность узнать, как работают государственные инвестиции (из формулы ВВП) на практике в нашей стране.

Какие задачи Вы решали непосредственно в компании?

Я анализировал и делал выводы по очень крупным проектам ВЭБ.РФ. Изначально нам дали большое количество материалов для изучения и это, наверное, было самым полезным с точки зрения получения новых знаний, однако, не самым интересным для меня. Наиболее понравившиеся мне задачи заключались в анализе несостоявшихся или предстоящих сделок и поиска ответа на вопрос: “Какая проблема?”

Какие знания, полученные в Л2Ш, пригодились для стажировки? Чему пришлось научиться уже в процессе?

Пригодились знания микро- и макроэкономики, бухгалтерского учета. Они позволили мне “экономически мыслить” и работать с различными экономическими показателями: инфляцией, индексами потребительских цен и др. Очень помогли хорошие знания сферы финансов.

В процессе стажировки в ВЭБ.РФ я занимался анализом инвестиционных проектов и финансовых моделей в рамках Фабрики проектного финансирования. Пришлось научиться более глубоко разбираться в структуре проектного финансирования, показателях эффективности (NPV, IRR, DSCR), принципах формирования денежных потоков, а также в юридических и институциональных особенностях государственной поддержки проектов.

Кроме того, приобрел практические навыки работы с отчетностью по МСФО, с Excel-моделями и презентационными материалами, а также научился структурировать аналитические записки для руководства и профильных комитетов.

Отдельно развил понимание роли институтов развития и механизмов государственной поддержки бизнеса, включая гарантии, субсидии и участие в капитале.

Удалось ли достичь намеченных целей?

Я получил уникальный опыт и увидел, как теория, которую мы изучаем в школе и ВУЗе, применяется на практике. Это дало мне осознание важности образования и более четкое понимание того, чем я буду заниматься в будущем.

Одним из значимых достижений стало участие в подготовке аналитической записки по проекту в промышленной сфере, где я занимался сбором и систематизацией данных по отрасли, анализом отчетности и прогнозированием финансовых показателей. Этот опыт позволил мне развить навыки финансового анализа и работы с большими объемами информации, а также закрепить прикладные навыки работы в Excel и PowerPoint.

Если говорить о личных целях, то мне удалось глубже понять внутренние процессы институтов развития, механизм государственной поддержки и специфику работы крупной финансовой корпорации. Особенно ценно было увидеть, как принимаются инвестиционные решения и как выстраивается взаимодействие между аналитиками, риск-менеджерами и руководством.

Не всё получилось с первого раза — в начале было сложно адаптироваться к объему информации и скорости работы, но постепенно я научился структурировать задачи, устанавливать приоритеты и работать в команде над сложными проектами.

Что было самым сложным/интересным/полезным на летней стажировке?

Самым сложным оказался объём проектов и материалов: когда речь идёт о крупных проектах с многомиллиардным финансированием, необходимо учитывать огромное количество нюансов — от макроэкономических параметров до структуры капитала и рисков контрагентов. Кроме того, значительной сложностью стала многоуровневая структура сделки: взаимодействие между участниками консорциума, государственными институтами и банками требовало внимательности и глубокого понимания процессов.

Наиболее интересным было наблюдать, как идеи и концепции, представленные в финансовых моделях, превращаются в реальные проекты — инфраструктурные, промышленные, инновационные. Особенно запомнилось участие в анализе проектов с государственной поддержкой, где можно было увидеть, как применяются механизмы гарантирования, субсидирования и участия государства в капитале. Это позволило понять, как ВЭБ.РФ реально влияет на развитие экономики и технологическую модернизацию страны.

Самым полезным стал практический опыт работы с финансовыми моделями и отчетностью: я научился быстро ориентироваться в потоках данных, проверять корректность расчётов, интерпретировать ключевые показатели эффективности и готовить аналитические материалы для руководства. Кроме того, работа в команде профессионалов научила меня ставить приоритеты, соблюдать дедлайны и грамотно формулировать выводы.