История школы

Наш Лицей носит название «Вторая школа», потому что он вырос из знаменитой московской физико-математической школы №2, которая открылась в 1956 году на улице Фотиевой как общеобразовательная школа. Последние дома заканчивались у Калужской заставы, а дальше шли пустыри и огороды. Следующий от Калужской заставы дом (для преподавателей МГУ) стоял на Ломоносовском проспекте.

2-я школа была построена первой в районе, а рядом возводился жилой дом. Занятия начались, когда школа еще достраивалась, поэтому старшеклассники в резиновых сапогах перетаскивали первоклашек через грязь, иначе дети не могли добраться до школы.

В 1957 году набрали маленькие классы. Но район быстро заселялся, и на третий год в школе училось 880 человек, т.е. в классах было по 45 детей, что соответствовало нормам.

Школа ничем не отличалась от других московских школ. Но было несколько учителей-энтузиастов, которые составили костяк будущей 2-й школы. Этот костяк «обрастал» другими учителями, и постепенно складывался очень интересный коллектив.

По инициативе Н.С.Хрущёва в стране вводилось производственное обучение, а поблизости от школы не было никаких промышленных предприятий.
В.Ф. Овчинников обратился в Институт точной механики и вычислительной техники, директором которого был академик Лебедев (теперь это институт им. Лебедева).

Вот как это описывает И.С. Збарский (один из тех, кто стоял у истоков школы): «Он (Лебедев) выслушал Владимира Федоровича и сказал: «А что, я вас возьму, мне нужно паять платы. Ну, вы напортите какую-то часть, но вы же у меня будете не в плане и, глядишь, для меня что-то сделаете. Я вам устрою цех с музыкой и цветами». И устроил на 2-м этаже школы.»

Владимир Федорович первый в Москве дал объявление о наборе по специальности «радиомонтажник». Это, знаете ли, среди всех швей и автослесарей — звучало. И к нам хлынул поток учащихся. Поток сильных учащихся.

А потом через год Лебедев сказал: «Знаете, мне еще и программисты нужны. Давайте откроем еще классы по физике и математике».

И пошел второй поток. А когда второй поток пошел, то оказалось, что старые учителя, часть из них, с этими учениками работать не могут. И начался второй отбор, — отбор учителей. Приходили уже такие учителя, которые с этой ученической элитой могли совладать. Так в школе собрались элитные преподаватели.

А когда 2-я школа уже начала греметь по Москве, уже слышалось, что после пушкинского лицея другой такой школы не было, начался третий поток — поток академиков и членов-корреспондентов, которые приходили к Владимиру Федоровичу и просили принять их детей.

Таким образом, в школе образовалось уникальное сообщество неординарных учителей и учеников со свободным взглядом на мир, на окружающую социалистическую действительность (более подробно это время описано в сборнике воспоминаний "Записки о Второй школе").

Но в те времена всякое самостоятельное суждение, да ещё в общеобразовательном учреждении, считалось посягательством на основы государственного устройства. В связи с этим в 1971 году из школы с соответствующими взысканиями были уволены директор В.Ф.Овчинников и все его заместители. Вслед за ними ушли и многие ведущие учителя. Но не все! Вторая школа продолжила своё существование. Все произошедшее описано в "Хронике текущих событий", 1972 г.

За последовавшие тридцать лет в школе №2 сменились восемь директоров, но, тем не менее, ее авторитет и репутация по-прежнему привлекали сильных учащихся и педагогов. Уровень преподавания физики и математики столь высок, что выпускники лицея, как и ранее школы №2, побеждают на олимпиадах, включая международные, и без труда поступают в такие вузы, как МГУ, Физтех, МИФИ, а среди выпускников прошлых лет есть уже не только профессора этих вузов, но и действительные члены и чл.-корр. РАН. Так, выпускником "Второй" является академик А.Р. Хохлов, чл.-корреспонденты В.В.Лебедев, С.А.Недоспасов, А.А.Разборов.

В 2001 году Лицей "Вторая школа" вновь возглавил её первый директор - Владимир Фёдорович Овчинников. 3 года спустя в "Учительской газете" была опубликована статья "Система Овчинникова", описывающая события того времени.