История школы

Школа № 2 была основана в 1956 году в строящемся районе Москвы - на улице Фотиевой, 18, и с тех пор не меняла своего местоположения. Первым директором Второй школы был назначен Владимир Федорович Овчинников. Именно В. Ф. Овчинников выступил инициатором введения в школе производственного обучения по редкой в то время специальности “радиомонтажник”, что не только заложило фундамент сотрудничества Второй школы с находившимся по-соседству Институтом точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ), но и послужило толчком для развития школы - позднее уже по инициативе С. А. Лебедева - директора ИТМиВТ - во Второй школе стали готовить и программистов. 

Востребованные специальности, по которым Вторая школа вела подготовку, не только обеспечили приток в школу заинтересованных и талантливых детей, но и создали условия для усиления физико-математического цикла в школе. Педагогический состав школы был обновлен и усилен родителями учащихся из институтов АН СССР, расположенных неподалеку - они привлекались в школу в качестве лекторов и преподавателей. 

Занятия по математике и физике часто вели приглашенные ведущие учёные — член-корр. (затем — акад.) И. М. Гельфанд, профессора Е. Б. Дынкин, Ю. Л. Климонтович, Э.Б.Винберг, Ю.И. Манин, О.В. Локуциевский, Б.В. Шабат и другие. Предметы гуманитарного цикла преподавали А. А. Якобсон, В. И. Камянов, Г. А. Богуславский, Г. Н. Фейн, Ф. А. Раскольников, З. А. Блюмина,  И. С. Збарский, Ю. Л. Гаврилов, Т. И. Олегина, Л. П. Вахурина и другие. 

Таким образом и появилась физико-математическая специализация Второй школы, которая сохраняется до сих пор. 

Уже тогда в школу принимали только с шестого класса. Приём в эти классы производился на конкурсной основе по результатам собеседований.

Спустя 15 лет работы Второй школы ее руководство во главе с В. Ф. Овчинниковым было уволено - причиной для такого решения послужили слишком свободные, демократичные взгляды коллектива на окружающую действительность, что не могло быть принято советской властью.  Вслед за уволенными ушли и многие ведущие учителя, в их числе математики Б. П. Гейдман, Г. А. Пистерман и физик Я. В. Мозганов

Часть педагогического коллектива приняла решение остаться и продолжила успешно обучать школьников, сохраняя академические и культурные традиции школы, заложенные ее основателем. 

Среди тех, кто не оставил школу, были учителя математики З. М. Фотиева и физики Р.К.Бега, впоследствии 6-кратный Соросовский учитель, проработавший во «Второй школе» 42 года до своей смерти в 2002 году. Именно Бега приложил максимум усилий для того, чтобы вторая школа сохраняла статус физико-математической школы. Он воспитал много известных учеников. 

В период до 1992 года Вторая школа сменила множество директоров, при этом основной академический вектор школы сохранялся - большинство выпускников по-прежнему  поступало в МГУ, МФТИ, МИФИ и другие ведущие вузы.

В августе 1992 года школа № 2 была преобразована в Государственный лицей «Вторая школа». Директором лицея был назначен её выпускник 1975 года Пётр Вадимович Хмелинский. В школу было привлечено значительное количество новых учителей. Многие из них успешно работают по сей день. Тогда же в школе была введена кафедральная система по образцу вузовской. Предметные кафедры возглавили ведущие учителя.

В этот период в лицее появились еще и химико-биологическое и гуманитарное направления, которые просуществовали в Лицее до 2001 года. 

Этот период также известен тем, что в Лицее работало большое количество «соросовских учителей» (впоследствии — лауреатов гранта правительства Москвы в сфере образования). Ученики ежегодно одерживали победы на международных, российских и московских городских олимпиадах по физике, математике, химии, биологии, экологии, информатике, географии, истории и по другим предметам. Большое внимание уделялось внешкольной работе - театру, спорту, туристическим и экспедиционным выездам школьников. 

С лета 1998 года и до 2001 года пост директора занимал выпускник Второй школы 1973 года А. К. Ковальджи. Александр Кириллович по-прежнему работает в Лицее в должности старшего методиста и является Председателем приемной комиссии Л2Ш. 

В 2001 году в школу вновь вернулся её самый первый директор — В. Ф. Овчинников, народный учитель Российской Федерации с 2008 года. Владимир Федорович оставался на посту директора Лицея “Вторая школа” до марта 2020 года. 

За последние 20 лет в Лицее сложилась существующая ныне система преподавания профильных дисциплин: 

Курс математики делится на три раздела: алгебра, геометрия и спецматематика. На уроках алгебры и геометрии дети осваивают школьную программу, в то время как на спецматематике  разбираются темы, выходящие за ее рамки. В некоторых параллелях спецматематика преподается по уровням (стратам) с разной программой, что позволяет дифференцировать материал в зависимости от уровня подготовки детей. С ребятами, претендующими на успешное участие в олимпиадах высокого уровня, работают кураторы - преподаватели школы, а также приглашенные преподаватели – тренеры сборной Москвы, победители Всероссийских и Международных олимпиад. Школьники, интересующиеся научными исследованиями, работают над задачами под руководством наставников, выступают с докладами на конференциях, публикуют свои результаты в научных журналах. Важной составляющей является участие в работе кружков, спецкурсов и интенсивов (от подготовки к математическим соревнованиям до Летней математической школы). 

Курс физики разделен на собственно уроки,практикум по решению задач (занятия организованы по группам с участием ассистентов, включают в себя решение задач с последующей устной защитой), введение в технику физического эксперимента (ВТЭК), а также уроки астрономии и подготовительный курс физики для 6 класса.

Надо отметить, что выделение экспериментальности части физики в отдельный предмет ВТЭК (по примеру ВУЗов) стал революционным событием в организации работы кафедры физики в середине 2010-х годов. Сразу же после запуска этого курса число победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников среди лицеистов выросло в разы.

Разнообразие форм и методов работы с детьми и привлечение ассистентов из числа выпускников Лицея приводят к возможности формирования индивидуальных траекторий профильной подготовки заинтересованных школьников.

В 2021-2022 учебном году будет восстановлена традиция Второй школы, заложенная когда-то Р. К. Бега - Конференция проектных работ восьмиклассников. 

Сегодня Лицей “Вторая школа” - одна из ведущих физико-математических школ страны. Помимо сильных, опытных преподавателей, работу со школьниками поддерживают многие известные выпускники Второй школы - они приезжают в Л2Ш с лекциями, принимают участие в работе ежегодной Летней школы.  

Все годы существования рейтинга лучших школ Москвы Лицей входит в его ТОП, неизменно становясь лауреатом гранта Мэра Москвы 1 степени.